28 августа в Китае была опубликована «Национальная карта Китая 2023 года», которая вызвала возмущенную реакцию в Индии, Малайзии, Вьетнаме, на
Филиппинах и на Тайване. Эксперты задались вопросом о том, планирует ли Китай воспользоваться неудачами России, находящейся под международными санкциями и втянутой в войну на Украине, чтобы откусить несколько десятков квадратных километров?
В понедельник, 28 августа, Министерство природных ресурсов опубликовало издание «Национальной карты Китая» 2023 года — официальный документ, ставший эталоном «национального суверенитета». На крайнем северо-востоке страны Китай, похоже, «завладел» островом Большой Уссурийский.
Расположенный в месте слияния рек Амур и Уссури, этот остров площадью около 300 квадратных километров уже давно является предметом спора между двумя странами. В 1929 году Россия оккупировала остров и запретила Китаю судоходство по той части реки Амур, которую Пекин всегда оспаривал.
Однако в 2004 году две страны достигли компромисса: западная часть острова отошла к Китаю, который также мог плавать по реке Амур, но взамен Пекин согласился с тем, что восточная часть отойдет к России.
Хотя карта, опубликованная на сайте министерства, недостаточно точна, чтобы ясно показать границу, министерство определило ее «масштабы»: «Слияние рек Хэйлунцзян (китайское название Амура) и Уссури проходит на восток». Это место слияния теоретически находится на территории России. Согласно данной официальной национальной карты Китая претендует почти на всю территорию Южно-Китайского моря и спорные территории вдоль сухопутной границы с Индией. Обратите внимание на ожесточенную реакцию со стороны соседних стран.
«Эта последняя попытка узаконить предполагаемый суверенитет и юрисдикцию Китая над филиппинскими объектами и морскими зонами не имеет под собой никаких оснований в соответствии с международным правом, в частности, с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года (UNCLOS)», — заявил официальный представитель иностранных дел Филиппин Тересита Даса.
На новой карте Китая четко изображена «линия девяти пунктиров» — территориальные претензии на большую часть Южно-Китайского моря, основанные на карте, опубликованной в 1947 году правительством Китайской Республики Гоминьдана, которое тогда базировалось в Нанкине. В июле 2016 года Постоянная арбитражная палата в Гааге вынесла знаковое решение в пользу Манилы, в котором говорилось, что территориальные претензии Пекина необоснованны. Но за последние несколько лет все большее число китайских судов плавало в пределах, а иногда и за пределами линии из девяти пунктиров, что часто вызывало яростные возражения со стороны шести соседних стран, которые также претендуют на эти воды.
Вьетнам «решительно отвергает любые претензии Китая в Восточном море, основанные на пунктирной линии», заявил сегодня в своем заявлении официальный представитель Министерства иностранных дел Вьетнама Фам Тху Ханг.
Ранее в тот же день Малайзия отвергла карту, основанную на «односторонних морских притязаниях» Китая почти на все Южно-Китайское море, «которое простирается до морской зоны Малайзии», говорится в заявлении ее министерства иностранных дел: «Карта не имеет обязательной силы для Малайзия." Линия из девяти пунктов также включает спорные воды в Сабахе и Сараваке у побережья малайзийского Борнео. На карте также подтверждены претензии Китая на Тайвань и его отдаленные острова, которые попадают в сферу действия U-образной линии .
«Тайвань, Китайская Республика, является суверенной и независимой страной и не входит в состав Китайской Народной Республики», — заявили в Министерстве иностранных дел Тайваня. Официальный представитель МИД Китая Ван Вэньбинь вчера заявил, что карта является «обычной практикой в осуществлении Китаем суверенитета в соответствии с законом». «Мы надеемся, что соответствующие стороны смогут оставаться объективными и спокойными и воздерживаться от чрезмерной интерпретации проблемы», — добавил Ван.
29 августа Индия стала первой, кто заявил «решительный протест» Китаю по поводу новой карты, на которой северо-восточный штат Аруначал-Прадеш и оспариваемое плато Аксай-Чин показаны как часть территории Китая.
Возмущение властей Индии по поводу новой карты Китая привел к тому, что недавние усилия по стабилизации непростых связей были сведены на нет. Менее чем за неделю до этого премьер-министр Индии Нарендра Моди и президент Китая Си Цзиньпин провели редкую личную встречу в Южной Африке, где они договорились «активизировать усилия» по деэскалации пограничной напряженности.
13–14 августа представители министерства обороны Индии и Китая провели 19-й раунд переговоров по решению пограничного вопроса, хотя они мало что сделали для ослабления напряженности (фото-Andshel/wikimedia).